Повесть "Один день Ивана Денисовича"
До конца, до тихого креста
пусть душа останется чиста…
Н. Рубцов
Одним из первых произведений в творческой биографии А.И. Солженицына стала повесть "Один день Ивана Денисовича", напечатанная в "Новом мире" (1962, №11). "Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши", - это самое первое впечатление А. Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.Повесть "Один день Ивана Денисовича" привлекла внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством. "Вам удалось найти исключительно сильную форму", - писал автору Шаламов (автор "Колымских рассказов"). Сам автор относил своё произведение к жанру рассказа. Определение "повесть" появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу "больше весу". Повесть полностью соответствует основному выражать правду жизни во всей её полноте.
эстетическому требованию писателя:
Задание 1. Найдите в повести эпизоды, выражающие основное эстетическое кредо автора.
Задание 2. Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?
Задание 3. Образ Шухова. По отдельным деталям восстановите его прошлое. Что дорого писателю в этом герое? Какие уроки лагерной жизни извлекает Шухов?
Задание 4. Автор и его герои. Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет "дерьмом"?
Задание 5. Почему день, изображенный в рассказе, герой считает счастливым?
Герои рассказа чётко разделяются на две группы: надзиратели и зэки. Но и среди заключенных есть своя иерархия (от бригадира до шакалов и стукачей). Различаются они и отношением к неволе (от попыток "бунта" Буйновского до наивного непротивленчества Алёшки). И в том и другом случае Шухов оказывается посередине. Герой Солженицына - обыкновенный человек, "человек середины".
Цезарь Маркович - человек образованный, интеллигентный; получил освобождение от работ и даже право носить меховую шапку, потому что "всем сунул, кому надо". Но к лагерной жизни не приспособлен.
Буйновский -Лагерем еще не научен, поэтому пытается протестовать, искать правду, за что и страдает (отправляют в БУР).
Дэр
Шкуропатенко
Пантелеев
Сенька Клевшин -«кряхти да гнись. А упрешься – переломишься», «Будешь залупаться — пропадешь», — поэтому все молчит больше, людей не слышит и в разговоры не вмешивается.
Фетюков - Озлобился. Превращается в «лагерную пыль».
Все перечисленные герои участвуют в творимом над людьми зле.
Тюрин - сам жить умеет, и за других думает.
Куземин
"В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется до кто к куму ходит стучать", - слова бригадира Куземина.
Алёшка - баптист -«Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал».
Лагерь по- разному влияет на людей: кто-то остается человеком, становится крепче, несмотря на страшные условия жизни, кто-то ломается и становится «доходягой». Но свой отпечаток лагерь накладывает на каждого, и на Шухова тоже. Вспомним его «ястребиный взгляд», воровство толи, «закос» каши, случай с подносом.
Задание 6. Отражение эпохи в рассказе.
Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вел не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки зэков. Безымянный "высокий молчаливый старик" сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухова - Куземин был арестован в "год великого перелома", а последний - Тюрин - в 1933, в "год победы колхозного строя". Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клевшина...
С думой о них, с воспоминаний о них Солженицын начнёт работу над главной своей книгой "Архипелаг ГУЛАГ", которая откроется посвящением:
ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не всё увидел,
не всё вспомнил,
не обо всем догадался.
Комментариев нет:
Отправить комментарий