Как написать сочинение (этапы работы,
рекомендации)
Требования к
оформлению сочинений
1. Если тема сочинения не является цитатой, она записывается без
кавычек, (если название темы сочинения цитата, её записываем в кавычках).
2. Эпиграф пишем без кавычек в правой стороне листа. Ниже
записываем фамилию автора строк, использованных в эпиграфе. Если вы хотите
указать и название произведения из которого взят этот эпиграф, тогда после
фамилии автора ставим запятую и в кавычках в этой же строке указываем название
произведения.
3 Посередине строки, после эпиграфа (если он есть) или после
темы (если вы решили не использовать эпиграф) пишем слово План, ставим точку.
4. Римскими цифрами (без точек и скобок) обозначаем план,
который состоит из трех частей:
I Вступление.
II Основная часть.
III Заключение.
Если сочинение предполагается быть большим по
объему, развернутыми в плане могут быть как вступление, так и заключение.
Основная часть всегда развернута. И содержит три и более пункта, обозначаемые
без скобок арабскими цифрами, после которых ставим точку. Так же могут быть
развернутыми и пункты основной части (не менее двух подпунктов), обозначаются
буквами, после которых ставим скобку.
5. Если переносим формулировки частей, пунктов или подпунктов
сочинения на следующую строку место под обозначениями (римскими, арабскими
цифрами или буквами) остается не занятым.
6. Сформулировав любую из частей сочинения, ставим точку.
Следующая часть формулировки пишется с большой буквы. При формулирование
пунктов основной части, вступления, заключения (без подпунктов) знаки
препинания расставляются так же. Если в пунктах есть подпункты, после
формулировки этого пункта ставим двоеточие и пишем формулировку подпунктов с
маленькой буквы, закончив, ставим точку с запятой. Сформулировав последний
подпункт, ставим точку, а формулировка следующего пункта, следующей части
пишется с большой буквы.
7. Наибольшую информацию нам должны дать части, пункты
сочинения, заключенные в короткой фразе. Нельзя будет написать в плане
формулировку типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»», «Образ
Плюшкина», больше похожую на тему сочинения, но не на пункт плана. Здесь
формулировка должна быть другой (более ёмкой), например: «Размышления
Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина
– страшная карикатура на собственника»
8. Формулируя план, нельзя использовать глаголы в любой форме,
исключение составляют формы инфинитива.
9. Так же в формулировках плана лучше не использовать
вопросительные предложения.
10. При использование цитатного плана, некоторых формулировок с
цитатами, цитату пишем в кавычках, и записываем фамилию автора в скобках, в
конце цитаты.
11. Придерживаясь плана, в сочинении выделяем абзацы.
12. После плана пишется сочинение с большой буквы и с красной
строки.
13. Если в сочинении встречаются даты, их пишем цифрами: год и
число – арабскими, век – римскими, другие числительные пишем прописью. Если вы
запишите век арабскими цифрами, это не будет считаться ошибкой и не повлияет на
снижение оценки, но лучше этого не делать.
14. При написании цитат, оформляем их воспользоваться учебником
русского языка, в котором написаны пунктуационные правила. Без кавычек, и
посередине листа записываются поэтические цитаты, в которых сохраняется
стихотворная строка.
15. Почерк в сочинении должен быть разборчивым и аккуратным.
Черновик, работа с ним.
Вопрос с выбором темы решён, приступаем к
написанию сочинения. Вспоминаем и выписываем на черновик в коротком изложении:
слова критиков, даты, имеющие значение для данной темы, цитаты, все, что
приходит вам в голову. Не теряйте время, пишите в сокращении, набрасывайте
схемы, записывайте материал в любом виде и последовательности.
После того как вы вспомнили и записали нужный
материал, строим из него логическую цепочку. Обозначая для себя, что будет
основной частью сочинения, а что вспомогательным материалом.
Проверяем сочинение.
Проверяем на наличие орфографических ошибок,
уделяем внимание каждому слову, от волнения многие абитуриенты пропускают буквы
в словах, но и это будет являться ошибкой… Затем проверяем пунктуацию, знаки
препинания. Начинать проверять лучше с конца текста, так вы не будите
отвлекаться на содержание и максимально уделите внимание знакам препинания,
пунктуации и орфографии.
План – залог успеха.
Для того чтобы выстроить логическую цепочку
обязательно нужен план сочинения. Он будет являться фундаментом вашего
сочинения. Формулируем основные мысли, определяем содержание и
последовательность написания. Опираясь на план, вы будите делить текст
сочинения на абзацы.
Составить план сочинения — значит разбить его
на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым
будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент — это микротекст, который
может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Каждый
микротекст будет соответствовать пункту плана. Важно, чтобы он был объединен
главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
В качестве названия в план выносятся, как
правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания.
Отдельные слова — слишком «узки», конкретны, главную мысль или тему ими
передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят, потому что
представляют уже законченную, завершенную мысль. Все, что хотели сказать, —
сказано. Именно словосочетание более подходит для плана. Оно представляет собой
некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. А в самом
сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
Но возможны и формулировки в виде вопросов, на
которые в работе даются ответы.
Важно помнить, что план несет информацию о
том, как построено ваше сочинение. Конкретную информацию о содержании каждой
его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
Любое сочинение состоит из трех частей.
I. Вступление.
II. Основная часть (включающая несколько
подпунктов).
III. Заключение.
Но сами слова «вступление», «основная часть»,
«заключение» не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны
в плане.
Вступление, как правило, намечает
основную мысль, задает тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы,
представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Например, план может выглядеть
так:
Сочинение
Свет и тени натуры
Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План:
I. Обломов — сложный
человек.
II. Положительные и
отрицательные черты в характере героя
романа
И. А.
Гончарова.
1.
Тени натуры Обломова:
а) барин —
ленивец;
б) раб самому
себе;
в) Обломов и Захар.
2. Пустые
мечтания.
3. Светлые
стороны натуры
Обломова:
а) доброта
души;
б) любовь к
детям;
в) любовь к Ольге.
4. Обломов
— поэт в душе.
III. Обломов — живой,
реальный человек.
План сочинения должен соответствовать теме,
быть логически последовательным.
Помните: план вы составляете в первую очередь
для себя!
И хотя в чистовике план у вас могут и не
потребовать, на черновике его лучше составить — он поможет вам организовать
мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.
Рекомендации.
Если вы не уверены в правильной постановке знаков препинания,
перепишите предложение. Слово, правильность написание которого у вас вызывает
сомнение, можно заменить на синоним. Основная часть должна быть более
развернутой и составлять ¾ всего сочинения, а вступление и заключение
соответственно ¼ части сочинения. Исправления в сочинении допустимы и за ошибку
считаться не будут. Проверяют только чистовой вариант, поэтому с черновика
переписывайте предельно внимательно.
При переписывании следите за стройностью и
соразмерностью частей сочинения. Главная цель вступления – грамотно
подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из
двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким. Основная часть и
заключение – два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают
ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы,
обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка
резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний
момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы.
Основные части сочинения:
«тема»;
«эпиграф»;
«вступление»;
«основная часть»;
«заключение».
1. Начинаем нашу работу с анализа темы, на основе анализа темы
сочинения мы и выберем материал, основные факты, ключевые моменты нашего
сочинения. Анализ лучше всего проводить по принципу вопрос — ответ.
2. Эпиграф сочинения, не обязательная часть. Эпиграф кратко
рассказывает о замысле автора. Удачный эпиграф свидетельствует о понимании темы
автором, раскрывает замысел сочинения. Хороший эпиграф способен украсить
работу. Плохой эпиграф может испортить даже очень хорошую работу и повлияет на
окончательную оценку.
3. Вступление сочинения должно быть ярким, привлекать внимание.
Не нужно использовать шаблоны. Обязательно используйте формулировку именно того
вопроса, над которым вы работаете. Несколько разных вступлений :
— историческое: даем краткую характеристику соответствующей
эпохи, анализируем социально-экономические, нравственные, политические и
культурные отношение того времени.
— аналитическое: наиболее предпочтительное. Вы сразу заявите о
себе как о личности, способной к аналитическому мышлению и способной к анализу.
— биографическое: правильным направлением в раскрытии темы
будут: факты жизни, история создания произведения, взгляды писателя или
художника.
— сравнительное: проводится сравнительный анализ предмета,
рассматриваемого в сочинении, с аналогами той эпохи.
— лирическое вступление - одно из универсальных средств,
связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом. Несколько слов можно
сказать о влияние на Вас того или иного произведения, творчестве писателя или
художника.
4. Основная часть сочинения - это развернутая, раскрытая главная
мысль сочинения, ответы на вопросы, которые мы сформулировали раньше при
анализе. Приводим доказательство наших слов, обязательно подкрепляем их
фактами. Стараемся раскрыть тему сочинения более полно, с разных сторон и с
разной точки зрения. Будет очень хорошо, если Вы станете рассуждать с разных
позиций. Голос автора сочинения должен присутствовать, сочинение это Ваше
произведение, не нужно писать чужие мысли, как свои, но их анализ
приветствуется.
5. Заключение — одна из ключевых частей сочинения. В нем Вы
делаете выводы из Вашего анализа и суждений по теме. Большое заключение это
большой минус, который говорит о том, что Вы не можете кратко изложить свои
мысли.
Вступление и заключение не должны быть более 25% всей работы,
основная часть это 75% всей работы. Стараемся, как не использовать
незначительные факты, второстепенные детали и тем более размышлять на эти темы.
Цитаты нужно использовать обдуманно, большое количество которых
убьет Вашу авторскую составляющую. Каждая цитата должна быть к месту. Цитаты
это очень сильный инструмент, который нужно использовать по следующим правилам:
Ни в коем случае нельзя сокращать цитату, или заменять в ней
слова, изменяя её смысл, забыли точное написание, замените, что не помните
многоточием.
Допускается пересказ цитаты словами близкими к тексту.
Речевые клише
(ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ)
Клише для вступления или оформления тезиса
Передо
мной тема сочинения «________»,
которая заинтересовала меня тем, что……..
Могу
предположить, что ……(тезис)
Позволю себе
высказать свою точку зрения.
Во все
времена остро стоял вопрос, ...
Говоря о ... , нельзя не заметить, ...
Долгое время люди не перестают рассуждать над …
И до наших дней дошел спор о....
Говоря о ... , нельзя не заметить, ...
Долгое время люди не перестают рассуждать над …
И до наших дней дошел спор о....
Переход к основной части
В
правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
Вспомним
произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема……………
Правильность
своей точки зрения могу доказать, обратившись к
……………………….
Обратимся к
произведениям художественной литературы.
За примерами
обратимся к произведениям художественной литературы.
Размышляя о …………., я не могу не обратиться к
произведению ФИО, в котором ………………..
Внутри основной части переход от одного аргумента к
другому
Можно
вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится ……… (поднимается
вопрос) о том, что…………..
Можно
привести и другой пример.
В качестве
второго аргумента обратимся к произведению………
Эта же тема рассматривается и в произведении……………..
Заключение
К какому
выводу я пришёл, размышляя над темой «----------»? Думаю, надо………….
В заключение ещё раз подчеркну, что……………….
Все
приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в
том, что……….
Приведённых
аргументов уже достаточно для того, чтобы утверждать: …………..
Заканчивая
рассуждение на тему «---------------», нельзя не сказать, что люди должны……………
Обобщая сказанное, пришла к выводу, что ………………………Как я уже писала, что данные клише помогут вам соблюсти композицию сочинения. Их можно использовать, но можно составить и свои фразы, которые вы будете использовать в своей работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий