Тексты для изучения по теме "Стихи о Прекрасной Даме"
«На железной дороге», « О, весна без конца и без краю», « Девушка пела в церковном хоре», « Все это было, было, было» , «Вхожу я в темные храмы», «Я, отрок, зажигаю свечи», «Предчувствую Тебя», «Мы встречались с тобой до рассвета», «Мне страшно с тобой встречаться», «Незнакомка», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе»
Материал для изучения.
"Трилогия вочеловечивания"
«На железной дороге», « О, весна без конца и без краю», « Девушка пела в церковном хоре», « Все это было, было, было» , «Вхожу я в темные храмы», «Я, отрок, зажигаю свечи», «Предчувствую Тебя», «Мы встречались с тобой до рассвета», «Мне страшно с тобой встречаться», «Незнакомка», «В ресторане», «О доблестях, о подвигах, о славе»
Материал для изучения.
"Трилогия вочеловечивания"
Первый том (1898-1903)
n цикл – «До рассвета» - как бы предварение будущего нелёгкого пути
Общая романтическая направленность
предопределила противоречивое отношение к жизни
Мотивы
мрачной разочарованности: «я стар душой…» (19 лет)
Тяга к
жизни, приятие её: «Я стремлюсь к роскошной воле, мчусь к прекрасной стороне…»
Осознание
высокой миссии поэт
n цикл – центральный «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902)
n Отражение любви поэта к Л.Д.
Менделеевой и увлечение идеями Вл. Соловьёва
n Идеи «двоемирия»: сочетание
материального и духовного
n «земное» – лирический герой
n «небесное» - Прекрасная Дама
Они противостоят друг другу и в
то же время стремятся к единению, что
ознаменует преображение мира
n цикл – «Распутья» (1903)
n Тема «прекрасной Дамы» продолжает
звучать , но по-новому
n Внимание к людскому горю,
социальные мотивы
Второй том (1904-1908)
n Отходит от мистицизма Соловьёва
n Но не перестаёт думать об идеале
мировой гармонии
n Все события в стране воспринимает
как стихию, вступившую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, как антитезу
n Мир противоречивый людских
страстей, страданий, борьбы
n Цикл «Пузыри земли»
n Изображает низменную природу
(болота, ржавые кочки и пни, фантастические твари): «Душа моя рада всякому гаду
и всякому зверю, и всякой вере»
n Циклы «Разные стихотворенья» и «Город»
n Поэт ощущает свою сопричастность
всему происходящему – это революция (символисты воспринимали её как проявление
народной разрушительной стихии)
n Но лирический герой Блока при всей
солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя
достойным быть в их рядах
n Начинает
звучать одна из главных проблем – народ и интеллигенция
n Тема Родины.
Чтобы постичь Родину, надо жить одной
жизнью с ней
n Циклы «Снежная маска» и «Фаина»
n Показаны стихии испепеляющей
страсти
n «за плечами «всё моё» и всё «не
моё», равно великое…» - пишет А. Белому
Третий том (1907-1916)
n Завершает трудный, мучительный
путь «вочеловечивания»
n Сам поэт считал, что его путь шёл
по спирали и сопровождался «отклонениями» и «возвратами»
n Цикл «Страшный мир» -
сквозная тема
n Человек, живущий в страшном мире,
испытывает его тлетворное влияние
n Стихия, «демонические» настроения
овладевают человеком
n Душа лирического героя трагически
переживает собственную греховность, безверие, опустошенность
n В этом мире отсутствуют здоровые
человеческие чувства – нет любви!!!!
n Циклы «Возмездие» и «Ямбы»
n Возмездие – отплата, кара за
причиненное зло, это суд собственной совести
n Главная вина героя – измена
священным обетам, высокой любви, человеческому предназначению
n Расплата – душевная
опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти
n В «Ямбах» возмездие грозит
не отдельной личности, а «страшному миру» в целом.
n «Негодование рождает стих»
(древнеримский сатирик Ювенал)
n Блок верит в добро и свет,
n Он желает трудиться во имя
будущего торжества справедливости
n Отрицая «дни настоящие», поэт
убежден в том, что крушение старых устоев жизни неизбежно
n «Революция русская в её лучших
представителях – юность с нимбом вокруг лица»
n Цикл «Кармен»
n Цикл «Родина» - новое
осмысление темы
n Цикл «О чём поёт ветер» -
созвучен «Страшному миру»
n Отсюда заметно кольцевое
построение , что соответствует спиралеобразному пути Блока
Задание на 11 марта 2020 года.
заполнить таблицу
Название,
особенности
|
Вхожу я в
темные храмы
|
Я, отрок,
зажигаю свечи
|
Предчувствую
Тебя
|
Мы встречались
с тобой до рассвета
|
Год написания
|
||||
Наличие конкретных черт в образе Прекрасной Дамы
|
||||
Наличие конкретных черт в образе Лирического героя
|
||||
Восприятие
Прекрасной Дамы
лирическим героем
|
Индивидуальные задания
Сделать презентацию, в которой
проанализировать указанное стихотворение по плану:
1) История создания.
2) Тема
и идея стихотворения.
3) Особенности
композиции.
4) Приёмы,
которые использовал поэт для раскрытия идеи.
5) Образы
лирического героя и Прекрасной Дамы.
6) Тропы,
используемые поэтом для создания образов стихотворения.
7) Стихотворный
размер.
«На железной дороге»
|
|
«О, весна без конца и без краю…»
|
|
«О доблестях, о подвигах, о славе»
|
|
«Девушка пела в церковном хоре»
|
|
«Все это было, было, было»
|
|
«Незнакомка»
|
|
«Мне страшно с тобой встречаться»
|
|
«В ресторане»
|
Задание на 11 марта 2020 года.
А.Блок
Поэма «Двенадцать»
·
Поэма написана за три дня, в январе 1918 года.
Поставив точку в конце поэмы, Блок записал в дневник: «Сегодня я – гений…» Это
была первая поэма о революции, она стала злобой дня. Многие отвернулись и не
подавали поэту руки (Вл. Пяст, В. Иванов, Г. Чулков). Не принял поэму и
И.Бунин. по словам Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию,
другие – славу ей».Но Блок стойко перенес все нападки. «Всем телом, всем
сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».
·
Поэт не высказал к революции своего отношения, а
показал её в сложных взаимоотрицающих процессах, что делает поэму довольно
сложной для восприятия. Показал революцию как стихийное явление, которое,
подобно ветру, буре, урагану, не имеет цели и направления.
·
В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею
наполнена вся поэма. Музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати»,
и в «нежной поступи» Христа. Музыка – на стороне революции, на стороне нового,
чистого, белого. Старый мир (черный) музыки лишен.В революции Блок услышал не
торжественную меложию, а какафонию звуков
·
Основной художественный прием - антитеза, контраст. В поэме
противопоставляется старый мир (буржуй, писатель – вития, товарищ поп, пес –
сатирическое изображение петербургских обывателей: все вместе они составляют
нравственную характеристику старого мира, мира купли-продажи) и новый
(красноармейцы, ветер, снег)
Стихия цвета
|
«Черны вечер. Белый снег». Черное – старое, уходящее, в
черную бездну рушится мир, черная злоба в сердцах людей, белое – новое,
устремленное в будущее. Жестокое разделение – таково время, никаких
полутонов. А еще в поэме возникает красный цвет – цвет знамени, крови,
революции.
|
Стихия музыки
|
2 глава – ритм революционного марша; 3глава – частушка, 9
глава – городской романс, можно услышать солдатскую песню
|
Стихия природы
|
Безудержная, веселая, жестокая. «Ветер – на всем божьем
свете!» Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы
представителей старого мира. «Ветер веселый и зол, и рад. Крутит подолы,
прохожих косит, рвет. Мнет и носит большой плакат: « Вся власть
Учредительному собранию».
Ветер сопровождает «Двенадцать». Ветер играет красным
флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель. Метель в душе Петрухи.
Начинается пурга.
|
Стихия душ
человеческих
|
Безудержная, жестокая, непостижимая у «двенадцати»: «В
зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз»(знак каторжника).
Свобода, свобода. Эх, эх, без креста!»
Ненависть к старому миру выливается в призыв «Пальнем-ка
пулей в Святую Русь – кондовую, в избяную, в толстозадую».
|
8 глава
|
Самая страшная глава. Скучно! Все без меры: горе, радость,
тоска. Скучно – это серо, серо – это безлико.
|
11 глава
|
Идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
|
Стихия
вседозволенности
|
Все это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но
все-таки впереди «двенадцати» – Христос. Он словно выводит их с метельных
улиц Петрограда в миры иные.
|
Появление Иисуса
Христа
|
С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные,
музыкальные, будто наступает вселенская тишина
|
В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти
одновременно с поэмой, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все.
Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная,
безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой, прекрасной».
|
·
Символические
мотивы – ветер, вьюга, метель. Одно из очевидных значений метели – символ
социальных катаклизмов, потрясений. Чрезвычайно важно, что в русской поэзии
мотив метели связан не только с темой бунта («буран» и Пугачев в «Капитанской
дочке»), но и с темой темных сил (стихотворение А. Пушкина «Бесы»). Интересно ,
что П. Флоренский назвал поэму Блока «бесовидением в метель». Некоторые критики
считают, что метель – символ революции, другие – что метель – атрибут «старого
мира», показанного на стадии окончательного разрушения. «Революции приходят,
опоясанные бурями»(А. Блок). За метелью Блок хочет услышать «музыку Революции».
·
Символичны
слова о том, что «больше нет
городового», ведь городовой – это глубоко символическая фигура, воплощение
мирской власти, которая в Апокалипсисе называется «удерживающей» (по – гречески
– «Катехон») и должна, согласно пророчеству, исчезнуть в последние времена,
после чего «начнутся многие беззакония» (революция для Блока ассоциировалась с
Апокалипсисом). С другой стороны, реплика о городовом имеет вполне зловещий
конкретный социальный смысл: известно, что во время Февральской революции
восставшие нередко жестоко расправлялись с городовыми на улицах.
·
Символичен образ
перекрестка (рубеж эпох, перекресток исторических судеб, Россия на
перепутье). «Буржуй на перекрестке» - это обыкновенный человек, напуганный
происходящим, рядом с ним – «паршивый» пес,
символ старого мира. До тех пор, пока пес тащится позади, опасность
отстать, быть оторванным от товарищей существует. Но путь людей в новое
начался. Это сложный и трудный путь.
·
двенадцать красноармейцев - это неоднородная
масса, все они разные, но они едины в своей цели – «мы на горе всем буржуям
мировой пожар раздуем». Эти люди далеки от идеала. У них разные представления о
свободе, о счастье, и представления эти могут быть наивны, неверны. Например,
бывший красноармеец Ванька, трудовой парень, увидел в революции возможность
стать богатым, жить, как прежде жили буржуи, купцы, кататься на лихачах и
куражиться. Катька под стать ему. Она не разглядела высокой любви Петрухи и
предпочла ему пошляка Ваньку. Убив ее, Ванька будет мстить старому миру. Его
представление о свободе и счастье противопоставлено Ванькиному. Для него
свобода – это путь к счастью, а счастье немыслимо без любви, сильной,
страстной, земной. Но в «страшном мире» любовь трагична, счастье невозможно.
Катька продает себя за «керенки». Острота утраты доводит ярость Петрухи до
«святой злобы». Сочувствуя Петрухе, мы вначале не испытываем особой жалости к
убитой Катьке. Но начинает тревожить мысль, которая становится страшной.
Петрухе дана винтовка, чтобы защищать революцию, и свобода ее защищать. И вот
эта винтовка стала орудием убийства, тем более бессмысленного, что убит не
Ванька, изменивший делу революции, а глупая, но не виноватая в том, что ее
жизнь растоптана, Катька. Не так просто уловить грань, которая отделяет
жестокость во имя высоких идеалов от «просто жестокости». В рукописи поверх 10
главы блок написал: « Жило 12 разбойников». Он вспомнил «двух великих
грешников» Некрасова, легенду, в которой разбойнику прощались все грехи за
пролитую им кровь помещика-кровопийцы. Народная месть – святая месть. Что же
делать, если иначе никак не проснуться к жизни душам человеческим, кроме как
через кровь?
·
Смысл и
величие революции поэт увидел не только в том, что она смела безобразный,
опоганенный старый мир, но и в том, что она положила начало созидательному
процессу становления нового человека. Изображая державную поступь
красногвардейского отряда, Блок говорит о необратимости начатого пути.
·
Христианская
символика в поэме. Революция виделась Блоку как событие само по себе
символическое, отражение высшей, «надмирной» мистерии. Закономерно, что при
изображении революции Блок использует религиозно-философские символы
христианской традиции. Двенадцать красноармейцев соотнесены с 12 апостолами
(одного из них зовут Петр, другого Андрей, в честь Андрея Первозданного,
который традиционно считается покровителем Руси). Однако христианская символика
предстает здесь в перевернутом виде. Евангельскому сюжету об отречении Петра от
Христа здесь соответствует обратная ситуация: Петька в какой-то момент вдруг
взывает к Христу. Это происходит как бы случайно, но товарищи обращают внимание
на это: «Петька, Эй, не завирайся! От чего тебя упас золотой иконостас?» Если
евангельский Петр впоследствии возвращается к Христу, становится ревностным
апостолом, то Петька, напротив, после увещеваний товарищей окончательно
забывает о Боге, и дальше все направляются вдаль «без Имени Святого». Почему
так? Религиозные символы «старого мира» утратили свою спасительную силу (это
волне соотносимо с философией Ницше «Бог умер»)
В таком
случае, заключительную сцену поэмы, в которой появляется Иисус Христос, можно
понимать как последнее шествие «старого мира», возглавляемое Христом,
воплощающим сааме высокие идеалы старой
культуры, ее положительный полюс. Замыкает шествие пес, символизирующий
противоположный, отрицательный полюс старой культуры. Весь этот старый мир
должен будет исчезнуть в «метели», останутся только Двенадцать, которым
революция укажет новые святые «имена» для поклонения.
Именно такая
трактовка вытекает из дневниковых записей Блока 1918 года:
«Надо
уничтожить старое, тогда возможно новое целое», «Религия – грязь… Страшная
мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который
идет, а в том, что именно он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой».
Существуют и другие трактовки образа Христа
в поэме «Двенадцать»:
·
Поэмы является апофеозом революции, Христос
выступает как ее высшее оправдание.
·
Христос – это «невидимый враг», в которого
стреляют «винтовочки» стальные»: в таком случае поэма направлена против
революции.
·
На самом деле красногвардейцев возглавляет не
настоящий Христос, а антихрист: это означает либо антиреволюционную, либо
антихристианскую направленность поэмы.
·
Все трактовки такого рода подразумевают, что
образ Христа лишен собственно христианского содержания, это лишь метафора,
раскрывающая политический пафос поэмы.
Основной смысл поэмы в изображении стихии
Предупреждал, что не следует переоценивать значение
политических мотивов в поэме. В центре
повествования – стихия. Идет разгул стихийных сил природы. Для поэта –
символиста такой разгул – символ противостояния обывательскому покою. В поэме это передано множеством образов:
ветер, снег, вьюга.
Стихийна в поэме и любовь. Перед нами – тёмная страсть с
роковой изменой и нелепой гибелью Катьки. Блок очень точно ощутил то страшное,
что стало привычным: полное обесценивание
жизни человека, которую не охраняет больше никакой закон. Вера в Бога
тоже потеряна. Утратившая нравственные ориентиры и охваченная разгулом тёмных
страстей и вседозволенности – такой предстаёт Россия в этой поэме.
Основной смысл поэмы в образе Иисуса Христа
Этот образ самый загадочный до сих пор. Хотя он появляется в
самом конце поэмы, но его образ предугадывается с самого начала – уже с его
названия. Весь путь, который пройдут герои поэмы, - это путь из бездны (тот
самый разгул тёмных страстей и вседозволенности), к воскрешению. Погрузившись
на самое дно ада, Россия должна найти путь к воскрешению. После намеренно
сниженных, грубых слов в лексическом строе поэмы появляются вдруг прекрасные и
традиционные для Блока слова. Поступь Христа надвьюжная! Блок видит
боль и страдания русских людей, но завершает поэму верой в грядущее воскрешение
России.
Удачи в изучении темы. Не забывайте, что будет опрос по данному материалу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий