Вступление, заключение, мостики

Вступление к сочинению

В книге Е.Н. Ильина «Как сдать экзамен по литературе» (М., 1995) предлагается пять вариантов зачинов.

Варианты
зачинов
Примеры
Плюсы и минусы
названного варианта

1.Академический

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости

2. От «я»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами
своего времени и своего поколения…»

Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции

3. «Киношный»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла
стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания, надо владеть искусством композиции

4. Дневниковый

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, кто может открыть перед чужими людьми свою душу

5. Цитатный

«Что вы, что вы над собой сделали!» - говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… - все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные) даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение
Н.П. Морозова в пособии «Учимся писать сочинение» (М., 1987) придерживается следующих названий вступлений:
1. историческое (о  времени, когда было  написано  произведение, или о времени, изображённом  в повести, рассказе…);
2. аналитическое (объясняется какое-либо понятие, входящее в формулировку темя, раздумья над тем или иным словом);
3. биографическое (сообщаются факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме);
4. сравнительное (проведение литературных параллелей);
5. обществоведческое (привлекающее марксистско-ленинское учение.
Упоминает Н.П.Морозова и такое вступление, когда ученик сразу отвечает на вопрос, поставленный темой, он «берёт быка за рога».
И, конечно же, «бывают начала, построенные на сугубо личном материале».

В 2004 году вышла в свет работа В.Н. Мещерякова «Учимся начинать и заканчивать текст», в которой делается попытка обобщить и классифицировать  варианты  зачинов,  рассмотреть  их функции. Вот какую схему вариантов зачинов предлагает использовать автор.

Варианты заключений

Вариантов заключений в большинстве методических работ предлагается два:
заключение-вывод
заключение-следствие.

Вывод – это не повторение аргументов, как часто бывает в детских работах. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер. Нельзя заключительную мысль путать с идеей. Вот какой вариант заключения-вывода предлагает Н.П. Морозова например, к теме: «В мой жестокий век восславил я свободу»:
«Итак, мы убедились, что лирика Пушкина выражала свободолюбивые идеи декабристов, она выступала против крепостной системы, против деспотизма неограниченной монархии… Рассмотренные нами стихотворения охватывают практически весь творческий путь Пушкина, от 1817 года («Вольность») до 1836 года, когда поэтом был написан «Памятник», строки из которого послужили заглавием всей темы сочинения. За год до смерти поэт главной заслугой своего творчества считал то, что в тот «жестокий век» он пробуждал в людях «чувства добрые» и восславлял свободу… Свободолюбие – это не временное увлечение молодого поэта, а органическая черта всего его творчества».

Вывод-следствие характеризуется желанием сказать то, что выходит за рамки уже сказанного (влияние произведения на читателя, литературный процесс, актуальность темы, проблемы…).

А.А. Муратов (Муратов А.А. Как сердцу высказать себя? М., 1994) предлагает использовать концовку-пуант, «покоряющую своей    внезапностью,    новизной    поставленного    вопроса    или  внезапно пришедшей мысли… «Катерина видела в смерти освобождение от жизни, от мысли о грехе, от «тёмного царства…». Конечно, всё могло обернуться именно так – иного выхода она не видела… А может, она просто хотела в единственный – последний – миг своей жизни ощутить себя птицей?!» Такая концовка звучит всегда эмоционально, указывая на неисчерпаемость темы.

Удачными являются концовки, перекликающиеся с зачинами (при кольцевой композиции). Слова почти те же, а мысль должна звучать обязательно новая.


Помните, что  объём вступления и заключения должен составлять примерно четвёртую часть от всего сочинения.

Варианты «мостиков»

(переходов от одной части к другой)


           В абзаце раскрывается одна тема. Каждое предложение как бы готовит читателя к следующему. То, что является самым главным, мы помещаем в начале абзаца или в конце. Высказанная в абзаце мысль может детализироваться, объясняться, поясняться примерами, сопоставляться с другой мыслью.

         Но и абзацы необходимо связывать между собой. «Закон сцепления» может действовать по-разному.

Тип мостика
Его характеристика
Примеры

1. Риторический
вопрос

Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора

«Чему же посвящён рассказ А.М.Горького?»
«Как поступает наш герой?»
«Может писатель не прав?»

2. Прямая
связь

Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях

«Рассмотрим теперь…»
«Проанализируем этот рассказ…»
«Ещё хочу сказать, что…»

3. Переход-
соединение

Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

«Это качество проявляется также в том…»
«Следующая черта, которую необходимо отметить…»
«Писатель всегда внимательно относится и к портрету героев..»

4. Переход- противопоставление

Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…

«Совсем иные взгляды свойственны…»
«Для Булгакова же эта мысль неприемлема»
«Другие методы использует Толстой»

5. Внутренняя связь


Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла

«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.
Герою романа Н.Островского
пришлось побывать под пулями бандитов, он строил, стоя по колена в студёной воде, узкоколейку, выдержал тюрьмы, голод, насмешки врагов, сражался с болезнями. Павка Корчагин ещё в детстве узнал, ради чего стоит жить…»


            Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

1 комментарий: