М. Булгаков

Интересные факты из жизни и творчества писателя.


15 мая 1891 года появился на свет один из самых читаемых писателей современности Михаил Афанасьевич Булгаков. Его жизнь была насыщена событиями с головокружительными взлетами и громкими падениями. Одно время он мог ходить, как нищий, а уже на следующий день выглядеть богачом, проходя по улочкам в сопровождении прекрасных спутниц. Предлагаю вам узнать несколько интересных событий из жизни великого писателя. 



  • О продаже души

Известно, что Булгаков часто ходил в Большой, чтобы послушать «Фауста». Эта опера всегда поднимала ему настроение. Особенно ему был близок образ самого Фауста. Но однажды Булгаков вернулся из театра мрачный, в состоянии тяжелейшей депрессии. Это было связано с произведением, над которым писатель недавно начал работать, — пьесой «Батум». Согласившийся написать пьесу о Сталине Булгаков узнал себя в образе Фауста, продавшего душу дьяволу.

  • Клад Михаила Булгакова

Как известно, в романе «Белая гвардия» Булгаков довольно точно описал дом, в котором он жил в Киеве. А хозяева этого дома за одну деталь описания очень крепко невзлюбили писателя, так как она принесла прямой ущерб строению. Дело в том, что хозяева разломали все стены, стараясь найти клад, описанный в романе, и, конечно же, ничего не нашли.

  • История Воланда


Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля. В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!» В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем — Фаланд. Оно возникает и в «Мастере и Маргарите», когда служащие варьете не могут вспомнить имя мага: «...Может быть, Фаланд?»

В первой редакции произведения содержалось детальное описание (15 рукописных страниц) примет Воланда, когда он впервые появляется под видом «незнакомца». Это описание сейчас почти полностью утрачено. Кроме того, в ранней редакции Воланда звали Астарот (один из самых высокопоставленных демонов ада, согласно западной демонологии). Позже Булгаков заменил его, видимо потому, что этот образ не мог быть тождественным.


  •  «Собачье сердце» и русская революция


Традиционно повесть «Собачье сердце» трактуют только в одном политическом ключе: Шариков — аллегория люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего множество прав и свобод, но быстро обнаружившего при этом эгоизм и желание уничтожать себе подобных. Однако есть и другая интерпретация, будто бы эта повесть была политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия), проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну), его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн), Швондер — Каменев, ассистентка Зина — Зиновьев, Дарья — Дзержинский и т. д.


  • Прототип Бегемота



У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип: по свидетельству второй жены писателя Л. Е. Белозерской, реальным прототипом Бегемота послужил их домашний кот Флюшка - огромное серое животное. Булгаков только сделал Бегемота черным, так как именно черные коты по традиции считаются связанными с нечистой силой.



Значимые цитаты Булгакова

*       Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!
*       Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
*       Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь.
Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.
*       Только через страдание приходит истина... Это верно, будьте покойны! Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт.
*       На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.

*       Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.

         
                                   Вопросы по "ершалаимским главкам" (на 21 марта) пересылаем через ГИСЕО
Перечитать «ершалаимские»  главы (2,16,25,26)
Портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа. Что они дают для понимания авторской задумки?
Проследите, как меняются глаза Прокуратора (текст-цитаты). О чем говорят детали? 
О чем спорят два человека? 
Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа? Какое значение в данной сцене имеет такая деталь, как появление ласточки?

Почему Пилат  утвердил смертный приговор? 
Какую роль играют при передаче диалога ремарки о поведении секретаря? 
Как ведет себя прокуратор после вынесения приговора? 
Как наказан прокуратор за трусость?
Образ Левия Матвея.  

Тема бессмертия в литературе. Где встречается  такой сюжет: за зло человек наказывается бессмертием? 

Задание на среду 31 марта  2020
1.Составить таблицу : Кого, за что и как наказывает Воланд со своей свитой?
2. Создать презентацию:
1 группа (каждый готовит сам- Анарбаева, Архипова, Башкирова, Белая, Бухарова, Гернер, Ракитова, Шулик)
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе Коровьева в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.

1.     В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2.     Каким его изображает автор?
3.     Какие детали указывают на то, что Коровьев  - демон и слуга сатаны?
4.     Какую роль выполняет Коровьев в свите Воланда?
5.     Докажите, что образ Коровьева, позволяет автору «обнажить низкие вожделения и страсти» людей, живших в 30-е годы в Москве.
6.     Как вы считаете, Коровьев – это положительный или отрицательный персонаж? Почему?
7.     Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?

Задание для группы №2 (Гончарук, Дзвоник, Дроздова, Зудилова, Казачкина, Коблова, Сорокина)
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе Бегемота в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.

1.     В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2.     Каким его изображает автор?
3.     Какие детали указывают на то, что Бегемот  - демон и слуга сатаны?
4.     Какую роль выполняет Бегемот в свите Воланда?
5.     Докажите, что образ Бегемота, позволяет автору «обнажить низкие вожделения и страсти» людей, живших в 30-е годы в Москве.
6.     Как вы считаете, Бегемот – это положительный или отрицательный персонаж? Почему?
7.     Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?

Задание для группы №3 (Костоломова, Кочергина, Лебедева, Мельчакова, Микула, Москалева, Саутканов)
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе Азазелло в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.

1.     В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2.     Каким его изображает автор?
3.     Какие детали указывают на то, что Азазелло  - демон и слуга сатаны?
4.     Какую роль выполняет Азазелло в свите Воланда?
5.     Докажите, что образ Азазелло, позволяет автору «обнажить низкие вожделения и страсти» людей, живших в 30-е годы в Москве.
6.     Как вы считаете, Азазелло – это положительный или отрицательный персонаж? Почему?
7.     Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?

Задание для группы №4 (Мусатов, Омельчак, Осташева, Пашкин, Переверзева, Постоленко, Тарасевич)
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе Геллы в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения.

1.     В каком месте романа мы впервые встречаемся с героиней?
2.     Какой её изображает автор?
3.     Какие детали указывают на то, что Гелла  -  слуга сатаны?
4.     Какую роль выполняет Гелла в свите Воланда?
5.     Докажите, что образ Геллы, позволяет автору «обнажить низкие вожделения и страсти» людей, живших в 30-е годы в Москве.
6.     Как вы считаете, Гелла – это положительный или отрицательный персонаж? Почему?
7.     Ваше отношение к героине. Какие чувства она у вас вызывает?

Задание на 4 апреля 2020 года
Изучить материал по теме "Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты"
Ответить на вопросы:
Внимательно читайте вопрос и тот материал, который Вы найдете в интернете.
1.В каком эпизоде впервые появляется Мастер?
2.Описание внешности человека, которого впервые увидел Бездомный через балконную дверь больницы.
3.Как можно объяснить поведение незнакомого человека, которого увидел Бездомный?
4.Гость назовёт себя просто Мастером.  Отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком. Почему?
5.Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?
6.Прошлое Мастера. Что его сломило?
7.Что означает фраза, которую Мастер произносит после того, как роман был дописан: «И я вышел в жизнь, держа в руке его, и тогда  моя жизнь кончилась»?  Что произойдет с Мастером?
8.Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? В чем различие  их позиций?
9.Каков приговор Мастеру? Как его объяснить? Почему Мастер не оспаривает его? Каковы требования Булгакова к человеку?

10.Как вы понимаете слова Воланда «Рукописи не горят»? Как звучит тема бессмертия в судьбе Мастера?

 Материал урока -онлайн "Судьба Мастера и Ивана Бездомного" (8.04.2020)

        Одна из самых загадочных фигур романа,безусловно, Мастер. Сам автор назвал его героем, но познакомил с ним читателя только в 13 главе. Не властен над ним даже мир Воланда – Мастер достоин покоя, вечного дома – только там сломленный душевными страданиями Мастер может вновь соединиться со своей возлюбленной Маргаритой, которая и отправляется вместе с ним в свой последний путь. Она вступила в сделку с дьяволом ради спасения Мастера и поэтому достойна прощения. Любовь Мастера к Маргарите во многом неземная, вечная любовь.
        Но награда героя здесь – не свет, а покой, и в царстве покоя, в последнем приюте у Воланда или даже, точнее, на границе двух миров – света и тьмы, Маргарита становится поводырем и хранителем своего возлюбленного:    «Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я».
        Так говорила Маргарита, идя с Мастером по направлению к вечному их дому, и Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал  позади оставленный ручей.
            Эти строки Е.Булгакова записывала под диктовку смертельно больного автора романа.
·        Герой без имени, но все окружающие зовут его Мастером (необыкновенна сила таланта – в романе о Понтии Пилате)
        Задача: Выяснить, кто он, почему не называет своего имени, как сложилась его судьба в том мире, в который он приходит со своим романом.
        От своего настоящего имени он отрекается дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и потом, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как "номер сто восемнадцатый из первого корпуса".
        Последнее сопряжено, надо полагать, с литературной реминисценцией: отсылка к другому "заключенному" современной Булгакову романистики -- Д-503, герою романа Е. И. Замятина "Мы", судьба которого имеет ряд совпадений с судьбой Мастера  (Оба занимаются писательством, не считая себя писателями; у каждого есть возлюбленная, способная на мужественные поступки. )
В каком эпизоде впервые появляется Мастер? 
        Поэт Иван бездомный, став свидетелем гибели Берлиоза, преследует сатану и его свиту, проходит через различные злоключения и попадает в психиатрическую клинику, которая в романе называется «домом скорби». Здесь он и встречает Мастера.
Интересно
        в пространстве сюжета Мастер  занимает немного места.
        Он появляется в 13-й главе, когда вступили в действие все основные лица (кроме Маргариты) , а некоторые уже его покинули.
        Затем  надолго исчезает из повествования, чтобы снова объявиться только в 24-й главе.
        И наконец, участвует в трех заключительных главах (30-й, 31-й, 32-й) . В мировой литературе трудно найти другое произведение, в котором бы герой столько времени находился "за кулисами" сюжета, дожидаясь своего "выхода".
Описание внешности человека, которого впервые увидел Бездомный через балконную дверь больницы
        Бритый
        Темноволосый
        Острый нос
        Встревоженные глаза
        Клок волос
        Примерно лет 38
Как можно объяснить поведение незнакомого человека, которого увидел Бездомный?
        Достоевский «Преступление и наказание» - «некуда идти»  - «удирать некуда» (Булгаков)
Вопрос 1. Гость назовёт себя просто Мастером.  Отвергнув примененное к нему Иваном слово «писатель» и погрозив ему при этом кулаком. Почему?
2. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?
Прошлое Мастера
        человек с хорошим гуманитарным образованием,
        служил в музее и даже был женат (на ком, правда, он не помнит - прищелкивая пальцами, повторяет имена Манечка... Валечка... "...платье полосатое..."). 
        в лотерею он выигрывает крупную сумму денег и решает полностью изменить свою жизнь.
         Он бросает жену и музей, нанимает квартиру в цокольном этаже, покупает горы книг и начинает писать роман о Понтии
Судьба Мастера и романа
        Что означает фраза, которую Мастер произносит после того, как роман был дописан: «И я вышел в жизнь, держа в руке его, и тогда  моя жизнь кончилась»?  Что произойдет с Мастером?
        Все обрушились на Мастера – редактор, члены редакционной комиссии, критики
        Разгромные статьи (критик Латунский)
        Реальность сломила Мастера   - Узнал ту сторону жизни, которая ранее ему была незнакома
Как результат – он сжигает роман
«Я боролся с собой как безумный. У меня хватило  сил добраться до печки и разжечь в ней дрова. Когда они затрещали и дверца застучала, мне как будто стало немного легче... Я открыл дверцу, так что жар начал обжигать мне лицо и руки, и шептал:
   - Догадайся, что со мной случилась беда. Приди, приди, приди! Но никто не шел. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя- но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их...
 Не помня как, я совладал с цепью и ключом. Лишь только она шагнула внутрь, она припала ко мне, вся мокрая, с мокрыми щеками и развившимися волосами, дрожащая.
- Ты... ты? - и голос мой прервался, и мы побежали вниз.- Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно. Она поднялась и заговорила.
  - Боже, как ты болен. За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу. Что же это такое?  - Я тебя вылечу, вылечу, - бормотала она, впиваясь мне в плечи, - ты восстановишь его. Зачем, зачем я не оставила у себя один экземпляр!
        Единственное спасение – пребывание в клинике Стравинского : «…Я вспомнить не могу без дрожи мой роман»
        Мир, куда был вынужден войти автор романа о Понтии Пилате,  раскрыт в  повествовании о МАССОЛИТЕ
        МАССОЛИТ — вымышленное объединение литераторов, фигурирующее в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это литературная группировка, которая стала символом карательных функций по отношению к свободомыслящим художникам и синонимом такой организации литературного процесса, которая не оставляет места для какой-либо “самодеятельности”.
Анализ эпизода 5 главы «Дело было в Грибоедове»
        Мечтают о дачах («дач всего 22, а нас в МАССОЛИТе 3 тысячи»), о творческих отпусках (все рассчитано: до 2 недель – на рассказ –новеллу, до одного года – на роман), мечтают вкусно и дешево поесть.
        Фамилии «говорящие»: Двубратский, Богохульский, Сладкий, «купеческая сирота Настасья Лукинишна Непременова»
        Ряд литераторов МАССОЛИТа, обитающих в Доме Грибоедова, имеет своих прототипов. • Критик Мстислав Лаврович - это пародия на писателя и драматурга Всеволода Витальевича Вишневского (1900-1951), одного из ревностных гонителей М.А.Булгакова.
        В образе члена МАССОЛИТа Латунского, устроившего травлю Мастеру, угадываются черты руководителя Главреперткома Осафа Литовского.
        Очень символично, с иронией изображает автор обстановку, царящую в доме литературных работников: «у посетителей начинали разбегаться глаза от надписей, пестревших на дверях: «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос», «Полнообъемные творческие отпуска от двух недель до одного года» и т.д. У каждой двери толпится очередь. Таким образом, писатели превратились из литераторов в людей, озабоченных получением путевок, дач, квартир - всем, кроме искусства
        М.А.Булгаков не случайно сближает в деталях описание двух сцен романа - вечер в ресторане МАССОЛИТа и бал у Сатаны: яркий свет, грохочущий джаз, богохульные выкрики «Аллилуйя!» , неистовые пляски литераторов и гостей Сатаны. Иван Бездомный, помешавшийся во время погони за нечистой силой, почему-то решил, что Воланд и его свита спрятались именно в Доме Грибоедова. С помощью таких сближений и сюжетных поворотов писатель демонстрирует своё негативное отношение к МАССОЛИТу.
        «Творческий союз » МАССОЛИТ – своеобразная модель общества. Творческий процесс там развивается по «плану» : хочешь написать рассказ или новеллу – получай «полнообъемный творческий отпуск» на две недели; хочешь написать роман или трилогию – бери такой же отпуск, но «до одного года» . Можно взять и «однодневную творческую путёвку» , видимо, за этот срок можно написать четверостишие или фельетон в газету.
        Определены и лучшие «творческие места» : Ялта, Суук-Су, Боровое. Но в эту дверь – очередь, «не чрезмерная, человек в полтораста» .
Будучи членом этой ассоциации, можно решить не только «творческие проблемы, но и квартирные, и дачные, и продовольственные ». Чем выше, нет, не талант, а административный пост, тем быстрее и удачнее решаются все проблемы.
        Грибоедов, то есть Дом литераторов, воспринимается как хороший ресторан, как бильярдная, как касса, но не как дом искусства. Булгаков идет дальше. Он уподобляет Грибоедов аду. «К Грибоедову! Вне всяких сомнений, он там», - с уверенностью воскликнул Бездомный. Конечно, где быть дьяволу, как не в аду. Не случайно последней проделкой свиты Воланда был поджог Грибоедова. Мессир говорит, что нужно будет строить новое здание. «…Остается пожелать, чтобы оно было лучше прежнего», - произносит Воланд.
«Мастер и Маргарита» — философский роман о добре и зле и о гибели человека в мире, где нет доброты. В отношении главного героя общая тема уточняется так: роман о взаимоотношениях художника и власти. М.А.Булгаков рассматривает два отношения к творчеству: приспособленцев — членов МАССОЛИТа и настоящего художника — Мастера, который не торгует своим умом и талантом, не продаёт высокие идеалы творчества ни за какие жизненные блага. Так М.А.Булгаков продолжает традицию, заложенную в русской литературе, когда духовная свобода творца считается главным условием истинного творчества.
История Ивана Бездомного
        Молодой поэт, именно его отчитывал Берлиоз за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.
Воланд к нему благосклонен, хотя Иван ведет себя более агрессивно, чем Берлиоз
        Характерная черта этого героя – невежество.  За неё он и был наказан. Однако наказание это было не столь жестоким, как то, например, что настигло Берлиоза.
        В начале романа Иван Бездомный – неприметный образ. Ведь он не только «Бездомный», но и «бездумный». Иван – последний ученик Михаила Берлиоза, внимающий его верным с идеологической точки зрения замечаниям.
        Автор к этому персонажу относится с некоторой долей симпатии. А потому позволяет ему исправиться, избавиться от глупости и самоуверенности.
        Вспомним, что Иван Бездомный пишет поэму об Иисусе Христе. В ней автор высмеял Иисуса Христа, представил его перед читателями в образе отрицательного героя. А должен был доказать, что личности этой и вовсе не существовало.
        После встречи с Воландом и его приспешниками Иван пытается разобраться в случившемся. Он совершает беспорядочные поиски злодеев, что ни к чему не приводит, затем отправляется в «Грибоедов». В ресторан Иван является со свечкой в руках и иконкой на груди, говорит грубости коллегам, проявляет агрессию. У литераторов складывается впечатление, что после трагических событий, произошедших с Михаилом Берлиозом, сознание молодого человека помутилось. И он оказывается в психиатрической больнице.
        Вернемся к первой главе романа. Читателю известно, что временное безумие Ивана есть не что иное, как наказание за глупость, дерзость, самоуверенность. «Взять бы этого Канта, да в Соловки», – выкрикивает возмущенно Бездомный, не ведая о том, что философа уже более ста лет нет в живых. Затем задира-поэт задает странному собеседнику вопрос, дерзость которого выходит за всякие рамки приличия, предусмотренного правилами общения с силами потустороннего мира.
        «Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.
        «Не приходилось ли вам бывать в лечебницах для душевнобольных?», – спрашивает Иван. На что Воланд невозмутимо сообщает, что приходилось, однако о том, что такое шизофрения, у профессора он забыл спросить. Это предстоит узнать Ивану. Спустя несколько часов Бездомный оказывается в клинике Стравинского.
        В первые дни пребывания в психиатрической лечебнице Иван начинает прозревать. В клинике поэт знакомится с Мастером, который здесь оказался из-за Понтия Пилата. Впрочем, как и Иван Бездомный. Разница лишь в том, что молодой сочинитель о пятом римском прокураторе Иудеи узнал от эксцентричного профессора-консультанта. Мастеру никто ничего не рассказывал. Всё, что он написал в романе, – его догадки и предположения, которые впоследствии оказались предельно достоверными. Мастер Ивану поведал о своей жизни. Бывший поэт узнаёт о том, что его новый знакомый знает пять языков, является историком по образованию, когда-то работал в одном из столичных музеев. Однажды он выиграл крупную сумму, после чего снял комнату в хорошем районе и начал работу над романом о Понтии Пилате. Иван, конечно, узнает и о женщине, с которой его ночной собеседник встретился однажды на Тверской.
        О дальнейшей судьбе Ивана Бездомного, точнее, Понырева (именно такова настоящая фамилия нашего героя) автор рассказывает лишь вскользь. В эпилоге говорится о том, что он стал историком, поэзией не увлекается. Правда, раз в год терзают душу профессора смутная тревога и беспокойство, словно напоминание о случившемся.
Стоит сказать, что в ранней редакции романа Булгакова в психиатрической лечебнице к Ивану является не Мастер, а сам Воланд. Бездомный имеет общие черты с героем английского писателя. Герой этого произведения тоже оказывается в психиатрической лечебнице. В отличие от Бездомного, он еще и продает душу дьяволу. Персонаж Мэтьюрина отправлен в сумасшедший дом, причем происходит это после безрассудной погони за посланцами Сатаны и рядом странных поступков. В лечебнице он сперва буйствует, затем становится покорным, полагая, что именно так ему будет легче бежать.
Но его образ более глубокий. После встречи на Патриарших Иван словно очищается. У него были слава, положение в обществе. От всего этого он отказался после того, как узнал от Мастера историю о Понтии Пилате. Истина открыта для каждого, у кого хватает мужества ее искать. Возможно, эта мысль стала основной при создании образа Ивана Бездомного. Бывший поэт, конечно, не написал продолжения романа об Иешуа. Более того, о том, что он услышал от Мастера, впоследствии благополучно забыл. Однако он исправился, стал лучше, искренней
Хотя Иван Николаевич и вылечивается от своего сумасшествия, но он все-таки продолжает быть "жертвой луны". Каждое полнолуние Иван выходит на улицу, чтобы посетить Патриаршие пруды и двор, где жила Маргарита: "Да, это еще одна жертва, вроде меня." (Иван о себе и Николае Ивановиче, соседе Маргариты)
Проведя полнолуние на улице, Иван возвращается домой совершенно больным человеком. В эту ночь за ним ухаживает жена. Находясь в бреду, Иван видит во сне Понтия Пилата и Иешуа. Так проходит каждое полнолуние в жизни героя: "И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама она не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться."  "После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом." 
Прототипов Ивана Бездомного множество. Некоторые исследователи даже увидели в его образе намек на Сергея Есенина, полагая, что скандальная сцена в ресторане «Грибоедов» имеет под собой вполне реальный эпизод. Многие критики считают прототипом Бездомного Александра Безыменского – поэта, популярного в двадцатые годы. Этот литератор активно выступал против «Дней Турбиных» и даже написал на произведение Булгакова пародию. Творчество Безыменского, в свою очередь, было высмеяно не раз Владимиром Маяковским.
        Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому, что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в головах и душах большинства людей 20 века века.
    Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался и послушно подчинился заведенному распорядку жизни. 
        С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.
По мнению некоторых литературных критиков, именно Иван Бездомный является главным героем романа Булгакова. Ведь в нём автор выразил надежду на то, что человек, являющийся частью советского общества, способен переродиться. Однако в Спасителя Бездомный верит лишь в дни, когда в Москве происходят события, связанные непосредственно с появлением Сатаны и его приспешников.
Поэты-самородки, взращенные революцией, по мнению Булгакова, слишком далеки были от понимания связи человека с христианскими идеями. А то, что они смогут когда-нибудь стать творцами новой национальной культуры, есть не что иное, как утопия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий