И. Бунин

И.А. Бунин.
Тема любви в прозе
·         Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Темные аллеи»(1937 – 1944)
·         Цикл «Темные аллеи» И. Бунина состоит из 39 рассказов, написанных во время второй мировой войны. Считал своим высшим творческим достижением.
·         Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.«Большинство рассказов этого цикла создано во время второй мировой войны. Когда мир рушится, когда действительность непереносима – Бунин обращается к теме любви, то есть устойчивому, постоянному, вечному» (Д. Мышалова. Реалист ли Бунин).
·         Образ любви в творчестве Бунина – это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
·         Любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»)
·         Любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»)
·         Любовь – лебединая верность («Грамматика любви»)
·         Любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»)
·         «Любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»)
·         Любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»)
·         Любовь – обида («Темные аллеи»)
·         Любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»)
·         Любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»)
·         Любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»)
·         Любовь в произведениях Бунина – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
·         Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
·         Любовь у Бунина в некотором смысле  преступна – это переступление нормы, выход за рамки обыденности. «Всякая любовь – великое счастье…» (И. Бунин)
Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
«Философия любви» Бунина
 Любовь – всегда тайна, великая, непознаваемая и неподвластная разуму человека. Об этих прекрасных, но «тёмных» (часто мрачных и жестоких) аллеях любви он писал всегда. Но никогда  даже взаимная любовь не переходит в супружество – он останавливает её на высшем взлёте. Соединить жизни любящих – значит убить Любовь, превратить праздник в будни. Если герои стремятся соединить свои жизни, то возникают «неожиданные обстоятельства» (война, катастрофа, смерть одного из героев…)  Главную роль  в любви играют женщины. Женские характеры у Бунина разнообразны: увядающая, но красивая, горда и верная  любви Надежда («Темные аллеи»); экстравагантная, смелая и жестокая в любви ветреница («Муза»); рано созревшая и наделённая талантом любви девочка («Натали»); по-восточному таинственная, непонятная даже самой себе безымянная красавица («Чистый понедельник»)
Новаторство Бунина
До Бунина о любви так не писали. Новаторство его в том, что он сочетает в своих рассказах современную откровенность в показе чувств с классической ясностью и совершенством языка. Открыто, подробно и тонко он рассказывает об  интимных человеческих отношениях, но не переходит грань, за которой высокое искусство превращается в натурализм. Писатель находит те единственно нужные слова, которые не опошляют и не принижают чувства, а каждый раз заново открывают любовь как чудо.

Что читать? Тексты знать всем!!!
Сборник «Темные аллеи»
1)    «Чистый понедельник» (Барабаш, Горбачев, Микулов, Магомедов)
2)    «Темные аллеи» (Гагаринова, Гурова, Гараева, Данильчик)
3)    «Легкое дыхание» (Канева, Супрядкина, Колчанова, Маслова)
4)    «Грамматика любви» (Федоров, Шаповалов, Павук, Ковалев)
5)    «Солнечный удар» (Куриляк, Стукановский, Милюков)
6)    «Последнее свидание» (Киселевич, Макагоренко)
7) "Холодная осень" (Сединина, Карих, Смирнов)

План выступления (группа готовит презентацию на урок 8 ноября)
1)    Краткое содержание (сюжет)
2)    Тема
3)    Идея
4)    Основные образы
5)    Символы в рассказе
6)    Смысл названия
Желательно применять цитаты из текста рассказа. 

15 ноября 2017 год
       
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)
"Сны Чанга"

Я человек: как бог,
я обречен познать тоску
всех стран и всех времен…
          1907г. - «заветное странствие» в Египет, Сирию, Палестину
          Впечатления от путешествия сложились в цикл очерков «Тень птицы»(1907-1911), отразились в рассказах «Братья»(1914), «Сны Чанга»(1916), «Соотечественник»(1916).
История создания
          Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. возраст писателя приближался к сорока. К этому времени Бунин успел столько пережить, перечувствовать, прочесть и увидеть, что этого хватило бы на несколько жизней. Он не уставал от новых жизненных впечатлений, от встреч и путешествий.
          Его влекли мудрость веков, красота мира, достижения человеческой культуры. Особенно сильное влияние оказало на писателя путешествие на остров Цейлон и чтение книг об учении Будды. Несомненно, это наложило отпечаток и на бунинскую прозу того периода. В ней сочетаются лирические, философские мотивы и в то же время ощущаются трагические, темные и страстные нотки. Человек — это загадка, — убежден писатель, — а характер  его постичь невозможно».
Начало рассказа
          «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на земле», - навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо – от муравья до человека?  И вот уже читатель с первых  строк внутренне готов к перемежениям настоящего и воспоминаний в  рассказе.
Герои рассказа
Капитан
          душа его обожжена любовью
          Меняется его представление о счастье, любви
          Когда любил – был счастлив
          Разочаровался в жизни
          Жизнь как зимний день в кабаке
Собака Чанг
          обладает именем.
Первая правда капитана
          Шесть лет они были неразлучны, делили горе и радость. Сейчас они переживают не лучшие  времена: "За шесть лет Чанг с капитаном стали стариками, хотя капитану еще и сорока нет, и судьба их грубо переменилась. По морям они уже не плавают — живут "на берегу» ...в узкой и довольно мрачной улице, на чердаке пятиэтажного дома... Потолок у Чанга с капитаном низкий, комната большая и холодная.
          Нищета, убожество, мучительные воспоминания о прошлом, существование на грани между сном и действительностью — такова теперь жизнь капитана и Чанга. И не удивительно, что капитан искренне убежден в том, что существует лишь одна правда на свете — злая и низкая.
          "Ты посмотри кругом, — говорит он, — ты только вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг мой, я видел весь земной шар — жизнь везде такова! Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни люб­ви, ни дружбы, ни честности, — нет даже простой жалости. Жизнь — скучный, зимний день в грязном кабаке, не более...»
          Его жизненным убеждением стала "правда еврея Иова, правда мудреца из неведомого племени, Экклезиаста»: "Помни, человек, с юности твоей те тяжелые дни и годы, о коих ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!»
          везде царят несправедливость, подлость и обман
Другая правда – в прошлом
          Он был счастлив. "Он опять стал рассказывать Чангу о том, что ... есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена и, в-третьих, чудесная дочка, и что он, капитан, все-таки очень счастливый человек».
          Казалось, весь мир ему подвластен, а любовь делает этот мир волшебным, ярким, великолепным.
          посещают капитана мысли о тщетности всего земного, о непрочности человеческого счастья, о Пути всего сущего, "коему не должно противиться ничто сущее».
          У каждого человека своя судьба, свой жизненный путь, свернуть с которого опасно да и невозможно. Не потому ли так сложилась жизнь капитана, что он попытался изменить свой Путь? "Уж очень я жаден до счастья и уж очень часто сбиваюсь», — говорит он.
          живет капитан, переживая то восторг и радость любви, то мучаясь тревогой и подозрениями: "Не будет, Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят».
          Ревность и сомнения сделали свое дело. Дальнейшая жизнь капитана превратилась в цепь катастроф и трагедий.
          пьянство
          гибель парохода по его вине
          Выстрел в жену
          на дне жизни — без средств, без хорошего жилья, а рядом только его верный друг, рыжий пес Чанг.
          умирает — разочарованный, потерпевший поражение в схватке с жизнью, искренне убежденный, что миром правит зло.

Бунин использовал приём контраста:  капитан - пьяница, потерявший правду,  
и  художник, только что обретший правду жизни
 Композиция двойственная – параллельная
Мир
          сегодняшний мир, в котором нет счастья

Их связывает Чанг
мир
          Счастливые воспоминания

Третья правда
          Чанг  узнал третью правду, которая прошла мимо его друга капитана. Эта правда — Любовь. Но не та любовь, которая обожгла душу капитана, исковеркала его жизнь. В этой новой Любви нет места сомнениям и обману.
          Озарение наступает в тот момент, когда после смерти капитана одинокий и всеми забытый Чанг обретает нового друга и хозяина-художника: "...и глаза их, полные слез, встречаются в такой любви друг другу, что все существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет — есть на земле еще какая-то, мне неведомая, третья правда!»
          Но вместе с косматым мудрецом Чангом мы чувствуем, что в мире должна царить только она. Возможно, мы никогда до конца не поймем ее, но с ее приходом уйдут из жизни горе, невзгоды, жестокость и ложь. "В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а какая она — про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг». Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами: "Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен...»
Философская проблематика произведения
          В чем смысл жизни? Возможно   ли человеческое счастье?
          образ «дальних работящих людей»:  возможные  пути человеческого счастья.
           вечные темы : любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на
    любви, и вечности счастья, основанного на верности и признательности.






Комментариев нет:

Отправить комментарий